понедельник, 10 февраля 2020 г.

"Say Nothing"


Пройдусь сначала по своему вангованию, насчёт тематик песен в альбоме. В этот раз мой предсказательный шар немного замутнился)

-  Black Hole of Your Heart – песня не о равнодушии, а о токсичных отношениях
+  History of Violence  - гадать и не надо было, всё очевидно)
+ Affluenza – то же что из History of Violence, тематика потреблудия и связанных с ним проблем, заявлена в названии
-  Say Nothing – вот здесь у меня полностью противоположное предположение было) Что надо не только говорить, но и слушать, что тебе говорят. А песня как раз о том, что важного не было сказано.
+  Strangers  - тут снова помог пресс-релиз с его раскрытием тайн о критике политической ситуации)
+ Ted Bundy – о песне был пресс-релиз, в котором упоминалась именно отношенческая основа песни, ну а Тед Банди добавил к этому криминального флера. И да, песня может быть как о нём, так и нет. Смотря, как воспримите.
+/- World Keeps Spinning  - если считать депрессию событием, которое важно для конкретного человека, но мир при этом игнорирует его и продолжает вращаться, то я практически угадала.
- Quicksand – тут совсем мимо, песня оказалась не о сектах. Хотя стоит отметить, что лирическая героиня отлично бы в какую-нибудь из них вписалась. К тому же Чарли Мэнсону в компанию)
+ White Boy – песня о расизме, тут тоже всё очевидно по пресс-релизам. Но Трампа напрямую не критиковали, как я предполагала.
-  It's All Good – песня вроде и про «всё будет хорошо», но очень не совсем, не смотря на мотив)
Несмотря на ощутимую разницу в тяжести звучания, мне кажется альбомы «Wake Up Call» и «Say Nothing» уходят корнями в «Savages». И тут взвоют любители тяжёлых гитар, да как я могла такое предположить, а вот могла. Потому что многие треки с двух последних альбомов музыкально близки к «The One», тема психического состояния тоже впервые была задета на «Savages» в «Panic Room» и «World War Me» (об этом я говорила и в своём обзоре на прошлый альбом), так же как и социальная повестка, о которой пелось в «Blow». И которой теперь парней же и попрекают, как Джеймса Ганна за твиты 10-летней давности. Я тоже могу ответить строчкой из этой песни, ведь когда я читаю комментарии, я думаю что the world has gone officially insane.
Так-то)
А теперь перейдём к по песенному разбору. Хочу отметить, что в этом обзоре я буду стараться раскрывать социальные повестки, ставшие вдохновением для тех или иных песен. Поэтому этот обзор вполне может оказаться намного длиннее моих прошлых.

1. Black Hole of Your Heart

«There's a great big black, black hole in your heart and it keeps swallowing me up»
Первая и не последняя песня об отношениях на этом альбоме. Да-да он не весь опирается на социальную повестку, хотя состоит из неё больше чем на 50%. В «Black Hole of Your Heart» у нас классика токсичных отношений по-теориевски, тематически восходящая почти ко всем прошлым альбомам, вплоть до дебютника. Но в первую очередь я вспомнила «Crutch» со «Scars & Souvenirs», потому что в ней в контексте отношений упоминается дьявольская сущность. А тут у нас сама девушка почти антихрист. И никакого оскорбления чувств верующих, просто такой текст) Да и мы знаем, что лирического героя Теоретиков не редко затягивают в отношенческий Ад :D («Drag me to Hell»/«Love Is Hell» с «Truth Is…») Да и без девушки этот Ад уже не тот :D («Hell just ain't the same» с «Gasoline»).
В который раз переслушивая поняла, что «Black Hole of Your Heart»  это «Straigth Jacket» для «Say Nothing». Это очень близкие по ритму, построению и исполнению песни, которые в обоих случаях зажигательно начали альбом. По музыкальному наполнению «Black Hole of Your Heart» близка, как бы вы не удивлялись, к «Hurricane» и «G.O.A.T.». Все эти три песни очень оркестровые, с инструментально насыщенными вступлениями и припевами, и чисто битовыми куплетами. Да и вообще «Black Hole of Your Heart» и «Hurricane» очень похожий музыкальный рисунок с акцентами на скрипки. Только в одном случае комбо получилось с комплектом чётко различимых инструментов, как в новом треке. А в другом - роковое перегруженное звучание слилось во что-то одно со скрипками на фоне. И не то, не то не плохо. Потому что, обе эти песни по-своему круты.

2. History of Violence
«She'll never know what it's like not to feel alone. No kids that will love her unconditional»
Социальная повестка – домашнее насилие.
Этой песне в месяц релиза я посвятила целый отдельный обзор, но так уж и быть – немного повторюсь. В России и США 40 процентов (в Канаде 26) тяжких преступлений совершается в семье. От 67 до 93 процентов жертв домашнего насилия в США, Канаде и России – женщины. В среднем меньше половины жертв домашнего насилия обращаются за помощью в полицию. Вот такой вот безрадостный бэкраунд и у героини песни «History of Violence». Отдельно хочу отметить тот факт, что ей дали 20 лет тюрьмы. Это из-за того что убийство абьюзера было для неё осознанным и продуманным решением. В ситуации же летальной самообороны, согласно американскому закону о борьбе с домашним насилием, она могла бы быть полностью оправдана. Что как бы и говорит нам о том, что убийство – это не выход. А не обратное, как некоторые подумали. Да, героиня чувствует освобождение. Но она обменяла духовную свободу, на свободу физическую и на жизненные перспективы, а это – высокая цена.
По ритмическому рисунку эта песня напоминает мне «Time Machine», но с другим темпом. А вот её инструментальная насыщенность ничем не отличается от прошлых альбомов (всех, кроме первых двух). «History of Violence» - это рОковая баллада в классических традициях Теоретиков. Разница лишь в озвучиваемом сюжете и форме подачи куплета. Начиная с «Savages» Тайлер периодически стал использовать мелодичный речитатив вместо пения в куплетах, просто теперь это коснулось и баллады. Ну а в куплетах, как всегда много инструментов и эмоциональный надрыв, за который я так люблю их баллады.

3. Affluenza
«We just buying things we can't afford and barely getting by, should we thank the Lord for all the things that we don't have?»
Повестка  наезд пьяного подростка, Итана Коуча, на 4-х человек.
Позволю себе процитировать определение «Аффлюэнцы» с сайта Look At Me. «Аффлюэнца - это постоянное состояние беспокойства, тревоги и даже депрессии, которое свойственно представителям среднего класса и богатым людям в обществе потребления» (подобное расстройство в паре с бесконтрольным потребительством могут перерасти в другое психическое нарушение - ониоманию). Кажется, что желание потреблять как можно больше может навредить только тому, кто не может обойтись без покупок, но аффлюэнца может повлечь за собой и более тяжёлые последствия. Людям, страдающим ей, не хватает эмпатии, и они нередко считают, что деньги помогут им выйти из любой затруднительной ситуации. Так произошло с техасским 16-летним подростком из богатой семьи Итаном Коучем, который летом 2013 года, находясь за рулём в пьяном состоянии, сбил насмерть четырёх пешеходов и ранил девятерых (одного из которых полностью парализовало). Подростка приговорили к 10 годам условного срока и отправили на реабилитацию: его адвокатам удалось доказать, что он страдает аффлюэнцой и ему нужно лечение, а не тюремный срок. Это дело вызвало большой резонанс в Штатах. Многие сочли такой приговор слишком мягким, особенно на фоне прошлых поступков парня и последующих событий. После реабилитации мать пыталась вывезти его в Мексику, за что он попал уже в настоящую тюрьму на два года. Сейчас он снова находится под стражей, за нарушение в рамках испытательного срока – он провалил тест на наркотики.
Не смотря на то, что по моему восприятию эта песня прямая музыкальная наследница «Rx», она понравилась мне больше песни про зависимость от лекарств. Да она такая же томная и медленная, плюс использован повторяющийся звук. В «Rx» это был свист, здесь – вокализ. Но здесь лирический герой всё-таки не придавлен препаратами, и может и в критику, и в боль. Что мы слышим и в припевах, и в куплетах.
Если говорить о тексте, то это настолько актуальная песня, что аж больно. Бедного героя, критикуют богатые одноклассники, но у него в отличие от них есть понятия об эмпатии, любви и душевности. Отсутствие чего описывается у людей богатых. Собственно – вокальная иллюстрация понятия «аффлюэнцы». Да и одна фраза про то, что «не хватит денег купить душу», чего стоит. Благодаря лирике эта песня буквально открылась для меня с новой стороны, и это просто прекрасно.

4. Say Nothing
«Shoulda fought for us and not regret. So why'd I just say nothing then?»
А знаете, что мне напоминает концепция этой песни? «Say goodbye» она мне напоминает. Но только с такой развязкой, в которой регулятор боли выкручен до неизмеримых высот. Но и если идти по деталям, то «Say Nothing» конечно контекстуально богаче своей хитовой сестры. Да, это песня о расставании, которых в творчестве Теоретиков разве что не половина, но именно в случае с ней Тайлер не то что не отрицает, а акцентирует своё внимание на том, что это песня о его личном опыте. И как мы видим опыт этот сказывается на нём печальным для традиционных взглядов образом. Пока его бывшая жена за годы с расставания успела выскочить замуж и родить ребенка, он не завёл отношений. Но выпустил четыре альбома, в которых разностадийно переживал свой разрыв. «The Truth Is…» и «SaVages» были агрессивными, гневными, скрывающие боль за злобой. «Wake Up Call» наоборот был солнечным и спокойным, с лишь иногда мелькающей тоской о прошлом. И вот, в альбоме «Say Nothing» Тайлер наконец решил искренне поговорить о пережитом, и о своих проблемах. А так же о проблемах общества в придачу. Вообще для меня эта песня, и следующая – «Strangers», являются, чуть ли не главными коцепто-образующими столпами альбома. Потому что в них говорится о тех проблемах, которые приводят ко всему описанному в других песнях лонгплея  – о неумении говорить с близкими о самом важном, и о полном равнодушии к окружающим, перетекающим из-за незнания в ненависть. Из этого растут и разрывы отношений, и домашнее насилие, и равнодушие в семье, разрушающее психику подростков, и расизм, и сиротство… Ну таково моё понимание посыла уже даже альбома, а не только этой песни.
Песня о расставании людей, не говоривших друг другу главного, не может быть не болезненной. По темпоритму «Say Nothing» близка к «The One». Она тоже была медленной, спокойной, спетой словно вполголоса. Вообще современное музыкальное веяние на популярность тихого пения, сыграла Тайлеру только в плюс. В таком формате он явно не перегружает связки. Музыкальная палитра украшена ксилофонными каплями слёз, что отбивают ритм на фоне отчаянного сожаления о не сказанных словах. Что задевает за живое, как другие лучшие баллады Теоретиков.

 5. Strangers
«Instead of showing some love, we got a heart full of hate»
Повестка  политическая ситуация, конфликтность, стрельба в школах, оружейное лобби Национальной стрелковой ассоциации.
Национальную стрелковую ассоциацию и её политику Тайлер критиковал ещё в «Blow». Не он один её критикует. В песне конкретно упоминается ещё одна противница современной оружейной политики в США - Эмма Гонсалес. Эта девушка стала активисткой, борющейся за усиление контроля над огнестрельным оружием не просто так. Ей довелось пережить страшное - массовое убийство в средней школе Марджори Стоунман Дуглас в городе Паркленд во Флориде (14 февраля 2018 года). В ходе стрельбы было убито 17 человек, что сделало данный инцидент одним из самых смертоносных школьных массовых убийств в мире. Психически-нестабильный бывший ученик школы вошёл в здание, включил пожарную сигнализацию, и стал расстреливать всех, кто стремился эвакуироваться. Сумел сбежать с места преступления, но был задержан.
Так же это песня о равнодушии и страхе. И если в нашем менталитете кажется нормальным выходить на улицу и быть готовым к тому, что все вокруг враги, то для Америки такое актуально далеко не везде. В некоторых районах дома даже не запирают, настолько высок может быть уровень доверия к соседям. И да, это возможно в стране, где пятилетка не обходится без школьных расстрелов, а история преступлений такая, что хватает на стабильное обеспечение сюжетов для канала Investigation Discovery.
Песня, тем не менее,  звучит спокойно, без агрессии, но констатируя факты. Почти как в «Rx», но опять же не придавлено, а именно, что сосредоточенно. Даже финальный бридж с комплектом самых сильных строк не кричит об уличных ужасах. Профессиональный оратор не повышает голос, чтобы привлечь внимание, так и здесь, Тайлер старается отчётливо и спокойно донести насколько мрачным стал мир, и как важно не зайти ещё дальше. И припевы, явно заточенные на подпевание настроены на это же – на объединение и понимание. Музыкально, вроде бы ничего неожиданного от Теоретиков но, тем не менее, сопоставить с какими-то другими их песнями «Strangers» у меня не выходит.

6. Ted Bundy
«Baby, you know that I love you to death, but I'm never gonna see you again»
Думаю, вы уже очумели от объёмов социальных повесток в предыдущих треках. А дальше ведь тоже ещё будет. Поэтому можете возрадоваться, я не буду тут пересказывать «творческую» биографию серийного убийцы Теда Банди. Потому что это просто нельзя уложить в один абзац. Достаточно его цитаты что он «самый бессердечный сукин сын, которого вы только можете встретить», чтобы многое понять об этом «человеке».
«Ted Bundy» песня в иронических традициях альбома «The Truth Is…». И, казалось бы, повествователь здесь - мужчина-убийца, но улыбка не сходит с лица в течение всего трека. Позволю себе предположить, что Тайлер тоже где-то ухватил мысль о том, что ужасное не будет лишним высмеять, чтобы его не бояться. Но, можно было бы подумать, что если бы не название, это была бы просто специфическая песня, о специфических отношениях. Но всё же некоторые «крючки» в тексте не дают нам забыть о криминальности, и вероятной летальности подобных отношений. «Love is criminal», «fall in love, but you're laying still»и «gettin' wise» (что переводится именно как «подозрение, в чём-то незаконном»). А фраза «Why you gotta be so beautiful, so beautiful?» просто автоматически наводит меня на мысль о том, что у реального маньяка был определённый любимый типаж – юные и привлекательные девушки с длинными тёмными волосами на прямой пробор. И именно смена причёски, то есть становление не такой уж красивой для маньяка, спасло одну из его жертв от гибели. Ну а героине песни явно не повезло, она слишком красивая, чтобы не оказаться «залюбленной» до смерти.
Весь мотив песни, как по мне, выдаёт вдохновленность Abbey Road Studios. Не могу сказать о наличии ноток The Beatles в «Ted Bundy», но какой-то ретро-флер в музыкальном сопровождении определённо есть. Рифф из вступления прям веет рок-н-ролльным духом прошлого столетия, да и небольшая обработка голоса в куплетах этот эффект поддерживает. Так же звучание этой песни обогащает партия духовых, которые впервые были использованы Теоретиками на «The Truth Is…», и целый ансамбль струнных. Что делает эту песню самой инструментально-насыщенной на альбоме.


7. World Keeps Spinning
«I'm feeling lost, I'm feeling dead, I feel it's all maybe in my head»
И снова песня, щёлкающая меня по носу и убеждающая, что всё-таки иногда исполнители активно экстраполируют свои переживания на музыку. Раньше я считала, что так происходит со всеми песнями и у всех. Потом я повзрослела и решила, что нет, далеко не со всеми. С «Wake Up Call» на ум ни одной такой песни не приходит. Но на «Say Nothing» Тайлер всё-таки решил вернуться к этому приёму. И в очень мрачных музыкальных красках описал свой депрессивный период, который был у него после развода.
Помимо депрессии и подавленности, благодаря клипу, песня ещё подхватывает тему суицида. Что практически моментально вызывает в памяти флешбэки «The Last Song». Хотя у меня они возникли ещё при первом прослушивании припева, где глагол «miss» используется практически в том же контексте. Мне даже кажется это осознанная отсылка к самой печальной песне с дебютника. Ещё я вижу в ней некоторое тематическое родство с боевиками с «SaVages» - «World War Me» и «Panic Room». Только они были криками боли, а «World Keeps Spinning» это внутренний голос, описывающий сумрачный калейдоскоп душевных переживаний.
Некоторые синтетические элементы звучания, напоминают о «Drown», дебютном сингле с «SaVages». Но в этот раз разные тюн-эффекты использованы точечно, что, тем не менее, делает «World Keeps Spinning» отличной от других песен альбома, в которых подобных эффектов нет. Здесь, как по мне они нужны и для создания эффекта замкнутости и давящей атмосферы депрессии. А протяжное эхо многих инструментов, создает эффект колокольного звона, который отдается эхом в страдающей от мигрени голове.

8. Quicksand
«She tried to leave this world behind, but the ground is caving. She don't got nobody like you do»
Почитав текст этой песни я не сразу, но вспомнила одну песню Three Days Grace с их последнего альбома с Адамом – «Expectations». Потому что в обеих песнях лирические героини, это девушки, оказавшиеся на социальном дне в неправильной компании. Только стартовые характеристики у героини «Expectations» были всё-таки значительно лучше, всё-таки юная «Мисс  Америка». Героиня же «Quicksand» с самого начала по колено в зыбучих песках отстойных житейских обстоятельств – сирота, плохая компания, наркотики, криминал. И это всё в столь юном возрасте (в тексте упоминается ночь в колонии для несовершеннолетних, а значит девушке меньше 18). И когда человек в этом возрасте уже хочет умереть, ибо не видит никакой надежды хоть на что-то хорошее в этой жизни – это очень страшно. И очень больно. Возможно, ещё и это делает для меня эту песню самой грустной и трогательной на этом альбоме.
Не забываем ещё и об исполнении. Здесь мне не слышится повествовательной отстранённости «Affluenza», а скорее наоборот – искренне сочувствие, сопереживание, отчаяние. Вокал на фразе «she don't got nobody like you do» просто разрывает сердце. А уж  в связке со смыслом… Музыка же только умело подчёркивает такой вокал, добавляя скрипичные акценты в нужных местах. А постоянные  басы альта на фоне так же добавляют пессимистичности атмосфере трека. Насчёт хора, я никак не могу избавиться от религиозных ассоциаций, связанных с ним. Но с другой стороны это и может быть таким легким намёком на всевышнего, которому всё равно, что происходит с этой девушкой.

9. White Boy
«We ain't no different now. We all the same. See me, I'm here, let's go, let's dance»
Повестка  наезд на толпу антифашистских контрдемонстрантов в Шарлотсвилле.
Отдохнули? А теперь снова вернёмся к социальным повесткам, но уже в последний раз в этом обзоре. С прямого указания на вдохновившее событие начинается и сама песня -  включаются отрывки из новостных сводок о наезде в Шарлотсвилле. Это событие стало трагическим пиком горячего лета 2017-го года, когда ультраправые, неонацисты, националисты, куклуксклановцы и представители других подобных движений выступили единым фронтом против сноса памятника генералу войск Юга - Роберту Ли. В оппозиции к ним выступили представители либеральных партий, религиозных организаций и обычные жители Шарлотсвилля, недовольные действиями ультраправых организаций. Именно в толпу контрпротесующих и въехал чёрный додж, под колёсами которого погибла девушка и пострадали более 20ти человек. Ещё одним ярким событием этого периода стало факельное шествие ультраправых в защиту памятника, которое так же упомянуто в тексте песни «White Boy».
Тема расизма остаётся острой на протяжении всей истории Соединенных штатов. Меня этот факт всегда удивляет, учитывая то, что США - это абсолютно иммигрантская страна, созданная выходцами со всей Европы, и как можно гордо бить себя пяткой в грудь и быть пухлым тру америкэн мэном, когда коренные американцы живут в резервациях? Собственно поэтому социальную повестку песен этого альбома нужно раскрывать. Потому что мы не варимся в том мультикультурном котле. Ибо мы – на другой «плите», с другим менталитетом, и другими проблемами. А хотя бы небольшая сводка, я надеюсь, поможет лучше понять все важные высказывания этого альбома.
И вы удивитесь, когда я назову песню о расизме танцевальной. Но да, именно такой я её воспринимаю, в том числе из-за призыва в тексте. Вместо устроения беспорядков и распугивания людей факелами лучше танцевать. Ведь между нами нет разницы, все мы люди, вне зависимости от расы и пола. Теоретики не первые кто говорят об этом, но учитывая, что эта тема актуальности не теряет до сих пор, то не будут последними.
У песни очень четкий ритм, делённый на трети, что совпадает со счётом для вальса. И скорость  его повышается с каждым куплетом, что отдельный плюс для музыки, побуждающей к движению. А под знакомый счёт, слушателю легче начать двигаться. На это же побуждают и хлопки в припеве. Ну а приглушенный на полтона вокал, как и во всём альбоме, даёт ощущение того, что Тайлер поёт прямо рядом с нами, и можем танцевать прямо рядом со всей группой. И поаплодировать им на последних гитарных аккордах. Но, тем не менее, жутковатый звук в конце песни не даёт забыть о том, что всё же мы говорим о серьезных вещах.

10. It's All Good
«But it's all good, baby, it's all good»
Слушая эту песню, сложно не вспомнить о «The Truth Is…», а точнее о двух таких разных, но, тем не менее, близких к «It's All Good» песнях – «What Was I Thinking» и «Gentleman». Одна подарила новинке  томную летнюю, почти гавайскую, атмосферу, а другая - историю о не самом лучшем бойфренде на свете. Ленивом, пьющем, вспыльчивом... И если «Gentleman» была саркастичной и смешной, то у «It's All Good» явно иной взгляд на подобную ситуацию. Она скорее самокритичная, чем ироничная (дух тоскливой самокритики, как мне кажется, тоже позаимствован из «What Was I Thinking»). Лирический герой осознаёт, что он явно не парень мечты, но всё-таки надеется удержать отношения от распада, и уверяет героиню, что всё будет хорошо. Явно не принц на белом коне и не идеальная пара. Но зато такой простой и настоящий парень, каких хватает в обычной жизни. Не всё же о джентльменах петь, да?))
«It's All Good» - самая короткая песня на альбоме, и по моим ощущениям самая не насыщенная инструментально. Тут правят балом ударные и перкуссия, гитары же на втором плане просто создают вступление и фон. Что как раз и придаёт этот некий островной флёр всей песне, а замедленный ритм, только ещё чётче очерчивает такую картину в нашем сознании. И с такого взгляда она даже несколько выбивается и всей концепции достаточно мрачного альбома, словно она залётный бонус с солнечного «Wake Up Call». И поэтому может восприниматься не самым лучшим образом на фоне остальных песен, даже с учётом общей музыкальной лёгкости всего лонгплея.

9/10

Этот обзор было сложно писать из-за того, что приходилось погружаться в изучение трагических событий и с печалью осознавать, что нет, на душе у любимого исполнителя сильно спокойней, увы, не стало.
Спасибо что прочитали, если вдруг решились на это)

Комментариев нет:

Отправить комментарий