воскресенье, 2 декабря 2012 г.

"Полая женщина"

Линор Горалик
"Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи"

Увидела эту книгу у одногруппницы в вишлисте, и сразу отправила её в свой. Ибо тема для меня интересная. Так как мне повезло в своё время иметь Барби и даже не одну (у меня даже был розовый "Дом мечты", правда-правда). Хотя, как благодаря этой книге выяснилось, одна из них точно не была Барби, так как "эта сучка" никогда не была матерью. Так или иначе, из книги я узнала немало интересного об одной из любимых игрушек своего детства.
Конечно, кое-какая информация оказалась уже не совсем актуальной (ибо в 2011-м году после многолетнего расставания Барби и Кен снова торжественно стали парой), но, тем не менее, рассуждения автора мне очень понравились. Ибо хоть и будучи субъективными, они всё равно были разумными и не были радикальными. Если бы Горалик с первых страниц призывала закапывать Барби у Макдональдса, я бы точно не продолжила чтение. Но она говорит тут умные и внятные вещи, которые найдут отклик в душе любого здравомыслящего человека, даже не имевшего дела с Барби ни в каком виде.
Описанная автором реакция на эту куклу в Штатах, мне очень ярко напомнила современную, не менее муссируемую проблему – влияние компьютерных игр на детей. Мол "они такие-сякие делают из детей убийц и психически нездоровых личностей". Чуть ли не слово в слово мы читаем о Барби: "она виновата в детских комплексах, учит детей плохому и вообще развращает". Чувствуете сходство?

Попытки обвинить производителя игрушек в детских проблемах так же наивны и бессмысленны, как и попытки бывшей "Миссис USA" обвинить Барби в том, за что стоило бы наказать ее родителей.
Взрослые часто полагают, что ребенок способен считывать только самые непосредственные смыслы предлагаемых ему историй и не способен просматривать за ними более сложные сюжетные, этические и моральные конструкции. Если бы мы оценивали волшебные сказки с такой же степенью адекватности, с какой мы оцениваем Барби, то Золушке следовало бы пенять на то, что она учит детей подчиняться всякому, кто ими помыкает, стыдиться своей честной рабочей одежды, считать, что работа — это позор, и отдаваться в руки первого встречного с высоким социальным положением. Нас не передергивает от слов "прекрасная принцесса", повторяющихся из сказки в сказку, мы почему-то не считаем их способными внушить девочке, что любовь достается только прекрасным (а если и считаем, то не перестаем читать ей сказки и слово «прекрасная» не опускаем). Мы искренне верим, что дети, слушающие сказку, некоторым магическим образом различают за поверхностными атрибутами сюжета сложную «мораль», но дети, играющие с Барби, замечают только неправильные пропорции тела, розовые двухэтажные дома и слишком яркие костюмы.
Мы смотримся в Барби как в зеркало современной цивилизации, и увиденное нами очень сильно зависит от нас самих. Попытки переложить на кусочек пластика ответственность за воспитание наших детей, за их взгляды на мир, за их представления о себе, наконец, за спасение их души, должны вызывать у нас некоторую неловкость.
Горалик взглянула на Барби и её окружение адекватным взглядом, насколько могла, препарировала всю подноготную этой полой красотки и поделилась этими своими размышлениями с нами. И я считаю, что не зря. Потому что это было познавательно, интересно и с долей юмора.
P.S. Но отмечу, что в книге до боли не хватало иллюстраций, как уже было упомянуто другими рецензентами – гуглить каждую интересующую модель, это времезатратно. И если уж книгу смогли снабдить хоть какими-то иллюстрациями (не самыми удачными, на мой взгляд), то не помешало бы увеличить их количество и сделать так, чтобы они действительно были связаны с текстом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий