четверг, 25 октября 2012 г.

Atlas Shrugged & The Fountainhead

Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
Я не собираюсь углубляться в философию этой книги, так как я не считаю своё образование и эрудицию достаточными для подобных деяний. Я просто выскажу свои мысли и чувства, которые сохранились у меня через год после прочтения "Атланта".
На эту книгу я вышла особо витиеватым способом (собственно, так у меня обычно и случается), через игру "BioShock", которая по сути своей критиковала рэндианскую философию, продемонстрировав игрокам то, что даже в специально ограниченной идеальной среде гениальные и талантливые люди могут превратиться в чудовищ, совершенно позабыв о своей мирной философии. Да и вообще, это логичный исход событий. Если вспомнить хотя бы "Теорию золотого миллиарда". Но Алиса Зиновьевна искренне верила в идеалы чистого капитализма, как верил в них, например, Адам Смит. Только вот жили они в разное время. Я не вправе осуждать её, она просто искала жизненные идеалы, на которые стоит ориентироваться, а это делаем мы все в своей жизни. Тем более, я ещё не полностью знакома с её взглядами.
Но, перейдём к впечатлениям от "Атланта". Впервые я настолько ненавидела антагонистов главных героев, редко со мной такое бывает. Я искренне поражалась их решениям и злилась, когда они приводили их в исполнения, радостно уничтожая собственную страну. Я влюбилась в Реардена и Дэгни, мне искренне импонировали их взгляды и поведение. Отношение к героине к финалу несколько смазалось, но гениального металлурга, которому не повезло с семьёй, я любила до самого конца.
Сюжет увлёк с первых страниц, даже не смотря на то, что я чертовски далека, что от железнодорожных дел, металлургии, химии и инженерии. Рэнд просто смогла всё описать так, чтобы такой гуманитарный читатель как я не чувствовал себя глупо, натыкаясь на очередной непонятный профессиональный термин. Я просто утонула в этой книге, с удовольствием ощущая воодушевление и веру в собственные силы во время чтения. Конечно, рассудком я понимала, что никогда не смогу быть способной на подобные смелые поступки, как герои "Атланта". Но всё равно эта книга помогла мне измениться в лучшую сторону, стать увереннее и смелее, чего мне всегда так недоставало. Как минимум за это, я искренне благодарна этой книге.
Но не только за это. Я благодарна за героев, сюжет и даже за такую индивидуальную авторскую особенность, как кардинальное деление мира на чёрное и белое. Да, идеально злых и идеально добрых людей не существует, у всех свои тараканы. Но иногда так хочется увидеть настоящего злодея или настоящего героя, которые нынче, не особо смотрятся в современной литературе, хотя были органичны в мифах и сказках. Ну, так ведь и в основу "Атланта" положен миф.
Для меня "Атлант расправил плечи" не филосовский манифест, а воодушевляющее чисто-художественное произведение. Любимое. У одного из любимых авторов.

Айн Рэнд "Источник"
В своё время "Источник" меня морально раздавил. В отличие от "Атланта", чтение которого сопровождалось воодушевлением и душевным подъёмом. "Источник" я читала долго, мучительно и болезненно. У меня были жизненные проблемы и депрессия, которые улетучились сразу после завершения чтения этой книги. Для меня этот роман оказался очень сложным, и очень трудным, хотя и был связан с одной из моих любимых тем – архитектурой и искусством. Я даже не знаю чем это объяснить. То ли гораздо большей устойчивостью и сопротивляемостью героев, оставшихся жить во враждебном им мире. То ли какой-то особой формой "мазохизма" Доминик Франкон, которая была готова на всё лишь бы не быть рядом с любимым мужчиной. То ли особо сложно-трагичной судьбой Гейла Винанда, положившего все, что он имел на то, чтобы защитить Говарда Рорка… "Источник" оказался достаточно гнетущим произведением для меня, хоть он-то как раз не был антиутопией. Но, тем не менее, за сильных героев, сюжет и любимого автора я всё равно ставлю ей положительную оценку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий