понедельник, 5 ноября 2012 г.

Black Prince

Айрис Мердок "Черный принц"

Темой возрастного мезальянса я заинтересовалась не так давно. Но с тех самых пор не прохожу мимо книг, затрагивающих подобную тематику. А тут ещё и главный герой писатель (тоже моя слабость)! Так что эта книга просто локтями растолкала весь мой список "к прочтению" и выбралась на его вершину, чтобы раскрыться передо мной и рассказать эту историю любви.
Скажу честно, всю первую часть я удивлялась отсутствию заявленной главной линии. Тут тебе и свихнутая сестра, и друг с психованной женой, и бывший шурин, и бывшая жена, и все кричат, чуть ли не хором. Воистину, в первую сцену появления Присциллы, я чуть ли не в живую слышала многоголосие героев. За это писательницу можно даже похвалить, такого эффекта погружения в ситуацию я давненько не испытывала. Но героини всё не было.
Со второй части всё стало гораздо лучше. И даже не смотря на, казалось бы, не реалистичность ситуации, когда вдруг старика не с того не с сего, как молнией или неизвестным вирусом, поражает влюблённость в юную девушку, эта книга чуть ли не предельно реалистична и детализирована. Так и ждёшь того, что Мердок начнёт описывать, как именно герой сомкнул пальцы при том или ином действии. Многие рецензенты отмечали то, как безжалостно она описывает старение и безумие. В чём несколько соглашусь с послесловиями, так это в том, с какими бывает, отвратительными подробностями описываются женщины. В особенности Рейчел и Присцилла. И это не вызывает ни грамма сострадания. А Присциллу жаль так же, как бомжа с улицы.
Я не стану защищать Брэдли. В своей влюблённости сопряженной с влечением он всё-таки ослеп, как бы ни отрицал этого, и глух к происходящему вокруг ещё больше чем раньше. Но, тем не менее, я рада что он вёл себя именно так со всеми окружавшими его людьми, так как потом им ничего не стоило втоптать его в грязь, совершенно забыв о его заслугах и о том, как они все "нуждались в нём".
Послесловия меня поразили. Во-первых тем, что они так похожи на все типичные отрицательные отзывы к книгам просто до невозможности! Как тонко это уловила автор. Во-вторых, полной уверенностью Кристиан, Рейчел и Френсиса, что Бредли любил лишь его/её, а вся основная линия истории это так, замещение. Поразительная солидарность негодяев! Словно сговорились перед дачей показаний. Ну, и, в-третьих, я уже упоминала о том, что они как могли, критиковали и высмеивали Брэдли. Даже Джулиан ни словом ни обмолвилась в его защиту. Малодушие и мерзость сквозит в этих послесловиях, но он этого ещё более впечатляющими кажутся послесловия самого Брэдли и его издателя, они просто захватывают дух. Все так дружно ругали Пирсона, что я бы даже не удивилась, если бы к этому присоединилась и Присцилла, если бы тоже писала одно из послесловий. Но лишь она имела полное право осуждать его, потому что она его родная кровь, его сестра. А все эти личности, уничтожившие его в своих послесловиях, они ему никто. Жена верного врага? Бывшая жена? Бывший шурин? Девушка, в чей образ, а не в неё саму влюбился Брэдли? Вы смеётесь? Я бы даже не пыталась обращать внимания на этих людей, и Брэдли старался делать то же самое. И в этом я с ним согласна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий